Государственная власть

На этой странице вы побываете на виртуальной экскурсии, ближе познакомитесь с устройством нашего государства, посетите органы законотворчества и контроля за исполнением законов. Также узнаете о трех ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной, о том, как работают органы местного управления и самоуправления, государственного контроля и надзора.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Президент Республики Беларусь

Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина (статья 79 Конституции). В Конституции также говорится о том, кто может стать Президентом, как и на какой срок он избирается. Например, в статье 81 написано, что Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. В настоящее время Президентом Республики Беларусь является Александр Григорьевич Лукашенко.

Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть как через представительные и иные государственные органы, так и непосредственно в формах и пределах, определенных Конституцией страны. Высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие является Всебелорусское народное собрание.

Парламент

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления.

Правительство

Органы исполнительной власти по масштабу деятельности можно классифицировать на республиканские и местные.

К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации.

Фемида

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, а также судами общей юрисдикции. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону.

Ветви власти

Глава государства – Президент Республики Беларусь.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества (статья 80 Конституции).

Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков (статья 81 Конституции).

Всеобщность выборов Президента Республики Беларусь – один из важнейших принципов избирательной системы: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, которые достигли 18 лет. Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в выборах.

В Конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность (инаугурация – от лат. inaugurare – посвящать). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов, посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Инфографика ВНС

Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Компетенция, порядок формирования и деятельность Всебелорусского народного собрания определяется главой 31 Конституции и законом «О Всебелорусском народном собрании», Избирательным кодексом.

Для любознательных

Всебелорусское народное собрание проводится в Беларуси с 1996 года. На сегодняшний день прошло 6 Всебелорусских народных собраний. Последнее Всебелорусское народное собрание состоялось в 2021 году. 

Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет 5 лет.

Делегатами Всебелорусского народного собрания являются:

  • Президент Республики Беларусь;
  • Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;
  • представители законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • представители местных Советов депутатов (350 человек);
  • представители гражданского общества (400 человек).

Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.

Делегат Всебелорусского народного собрания принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.

Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Всебелорусского народного собрания, является Президиум.

Всебелорусское народное собрание осуществляет свою деятельность в форме:

  • заседаний ВНС;
  • заседаний Президиума ВНС;
  • иных органов ВНС;
  • в других формах.

Всебелорусское народное собрание созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней после выборов депутатов.

Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже 1 раза в год.

Всебелорусское народное собрание может быть созвано на внеочередное заседание по инициативе: 

  • Президента, 
  • Президиума Всебелорусского народного собрания, 
  • обеих палат Национального собрания (совместным решением), 
  • не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Всебелорусское народное собрание:

1) утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности;

2) утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

3) заслушивает Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

4) предлагает изменения и дополнения в Конституцию;

5) предлагает проведение республиканских референдумов;

6) вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;

7) принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;

8) вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Совета Республики;

9) по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания:

  • избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
  • избирает Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
  • избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

10) по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

11) устанавливает государственные праздники и праздничные дни;

12) награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;

13) дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

Всебелорусское народное собрание для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения.

Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Решения Всебелорусского народного собрания принимаются открытым или тайным голосованием. 

Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители и иные члены Президиума избираются Всебелорусским народным собранием тайным голосованием.

Видеоролики о Всебелорусском народном собрании смотрите в ТikТок и Instagram Детского правового сайта.

Парламентом Республики Беларусь является Национальное собрание – представительный и законодательный орган (статья 90 Конституции). Национальное собрание имеет две палаты – Палату представителей и Совет Республики.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями.

Срок полномочий белорусского Парламента – 5 лет. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Количественный состав Парламента Республики Беларусь – 174 депутата.  Состав Палаты представителей – 110 депутатов. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики (всего – 64). 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. 

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Основная функция любого Парламента – законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной).

Принятие законов – дело обеих палат, однако согласно белорусскому законодательству любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем – в Совете Республики. Каждая из палат имеет и многие другие полномочия, которые являются, как правило, исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

Правительство Республики Беларусь – центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти, является основным институтом управления государственными делами.

В Республике Беларусь Правительство имеет название – Совет Министров

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. Правительство принимает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с предварительного согласия Палаты представителей. Членов Совета Министров назначает и освобождает от должности Президент по представлению Премьер-министра.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители других государственных органов и организаций, например, государственных комитетов.

Министры возглавляют министерства и персонально отвечают за управление отдельными отраслями экономики.

Министерства Республики Беларусь:

  • Министерство антимонопольного регулирования и торговли;
  • Министерство архитектуры и строительства;
  • Министерство внутренних дел;
  • Министерство жилищно-коммунального хозяйства;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство иностранных дел;
  • Министерство информации;
  • Министерство культуры;
  • Министерство лесного хозяйства;
  • Министерство обороны;
  • Министерство образования;
  • Министерство по налогам и сборам;
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям;
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • Министерство промышленности;
  • Министерство связи и информатизации;
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
  • Министерство спорта и туризма;
  • Министерство транспорта и коммуникаций;
  • Министерство труда и социальной защиты;
  • Министерство финансов;
  • Министерство экономики;
  • Министерство энергетики;
  • Министерство юстиции.

Председатели Государственных комитетов возглавляют государственные комитеты и персонально отвечают за межотраслевые вопросы, которые в той или иной степени касаются всех отраслей.

Государственные комитеты Республики Беларусь:

  • Комитет государственной безопасности;
  • Государственный военно-промышленный комитет;
  • Государственный комитет по имуществу;
  • Государственный комитет по науке и технологиям;
  • Государственный комитет по стандартизации;
  • Государственный пограничный комитет Республики Беларусь;
  • Государственный таможенный комитет. 

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на 5 лет.

Местные Советы депутатов являются представительными (законодательными) органами государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном местного самоуправления.

Местное самоуправление организуется в границах административно-территориальных единиц. Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Они призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

В соответствии с Основным Законом руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

Конституция Республики Беларусь устанавливает обязательную силу на соответствующей территории решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах своей компетенции, что является одной из гарантий их эффективной деятельности.

Судебная власть – разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, которые определены в главе 6 Конституции Республики Беларусь.

Судоустройство определяется законодательством.

Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

В судебную систему Республики Беларусь входят общие суды (во главе – Верховный Суд; областные и Минский городской суды, районные / городские суды, которые рассматривают трудовые, жилищные, земельные, экологические, семейные, административные и гражданские споры, уголовные дела; экономические суды областей, г. Минска, которые рассматривают экономические споры – о долгах, банкротстве) и Конституционный Суд.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Председатель и заместители Председателя Верховного Суда избираются из числа судей Верховного Суда.

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью (соответствие Конституции) нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда избираются из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда избираются на 11 лет.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послание Президенту и палатам Парламента «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь».

В Республике Беларусь основными в сфере осуществления контрольной и надзорной функций являются система органов Комитета государственного контроля и система органов прокуратуры.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается на должность и освобождается от должности Президентом с предварительного согласия Совета Республики.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, общественными объединениями, другими организациями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных постановлений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом с предварительного согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.